Фото дня

kzst_ru-kazakhstan06.jpg

Главное меню

Социальный строй казахского общества



    Младший жуз сложился из различных общин и отделений. В него входили три основных объединения: жет1 ру (семь родов) -табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит, телеу, рамадан, алимулы-каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти, байулы-адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш.

    Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре.

    Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин.

    Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата) и общины (аул), которые составляли часть жузов и возглавлялись, как правило, собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих групп). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. "Родовые" кличи (ураны) и знаки (тамги), а также традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений. Во главе жузов стояли бии.

    Социальные отношения. Сам по себе процесс скотоводческого производства - это одомашнивание скота и выпас его на пастбищах, а также последующая обработка получаемых продуктов хозяйства. Скот и земля в равной мере участвуют в производстве как основные средства. Кочевник одинаково проявляет заботу о животных и о земле, поскольку только земля в конечном счете гарантирует благосостояние скотовода.

    Одной из самых ранних форм собственности являлась собственность на скот, это явление способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации.

    В то же время само многообразие фактов не дает никакого намека на существование у казахов частной собственности на землю. Тем более маловероятно фактическое утверждение о существовании у казахов феодальной собственности на землю. В среде кочевников ни в древние времена, ни в новое время не было такого явления, как монопольная собственность одной какой-то социальной группы на землю и даже на скот. Вплоть до эпохи разложения кочевничества отсутствие частной собственности на пастбища определялось спецификой производственных отношений и характером производства.


 
KZST.RU - Казахстан © 2021
ВКО Театр
]]>
]]>
0.0257