Фото дня
Главное меню
Зарождение промышленности в Казахстане |
Страница 2 из 2 Большинство предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Казахстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493. Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане создавались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость. Русские капиталисты использовали старое оборудование и дешевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, развитие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое положение. Транспорт. Эксплуатация природных богатств в колониальных окраинах усиливалась благодаря строительству железных дорог. Русские фабриканты еще в 60-70-х гг. XIX в. требовали от правительства постройки железных дорог для связи России с ее восточными окраинами. Русская буржуазия стремилась создать благоприятные условия для быстрой и дешевой переброски среднеазиатского хлопка во внутренние губернии, а во вновь присоединенные области Средней Азии - изделий русской промышленности. Прокладывая железные дороги, правительство преследовало и военно-стратегические цели. Введенная в эксплуатацию Закаспийская железная дорога открывала быстрый и дешевый путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта русских товаров. Уже во второй половине I началась прокладка железнодорожных магистралей по казахской степи. В 1874-1878 гг. была построена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая центральные губернии с Западным Казахстаном, в 1891-1893 гг. была проложена линия Покровская Слобода-Уральск, в 1897г. - Урбах-Астрахань. Однако эти линии пересекали лишь незначительную часть Казахстана. В конце XIX-начале XX вв. была проведена Сибирская магистраль, которая пересекла северную часть современной территории республики. Зарождение казахского пролетариата. Массовое обезземеливание казахов привело ко всеобщему обеднению. Источником пропитания для бедняков была в основном работа на предприятиях. Число наемных рабочих в разных регионах Казахстана было разным. Большие отряды национальных рабочих находились в центральных и восточных областях, где в 1855 г. насчитывалось около 1,5 тыс. горнорабочих, а в 1900 г. - 11 тыс. К концу XIX в. число рабочих в обрабатывающей промышленности достигло 18 тыс., около 70% которых составляли казахи. Большая часть рабочих-казахов не порывала связей с аулом. Как только рабочий зарабатывал средства для покупки скота, он возвращался к родному очагу. Тем не менее, из года в год число казахов бедняков, не имевших самостоятельного хозяйства, росло. Положение рабочих, особенно казахов, на фабриках и заводах было тяжелым. Законы о фабричной инспекции на территории Казахстана не распространялись. Обычно рабочие жили в тесных грязных землянках, получали от 3 до 10 рублей в месяц, подвергались оскорблениям и даже побоям со стороны мастеров и хозяев. Казахские рабочие, как и трудящиеся России, были бесправными. Они не допускались к специальностям, требующим высокой квалификации. |