Фото дня
Главное меню
Казахстан на современном этапе |
Страница 3 из 3 Значительно изменился национальный состав республики, некоторые области стали регионами преимущественного проживания казахов. Так, в Кызылординской области они составляют 92 % населения, Атырауской - 83,2 %, Актюбинской, Мангыстауской, Южно-Казахстанской - по 61 %. Значительно выросла численность казахов в других областях. По численности населения первое место занимает Южно-Казахстанская область (1 млн. 999 тыс. в 1995 г.), второе - Кустанайская (1 млн. 39 тыс.), третье - Жамбылская (1 млн. 35 тыс.). Усиливаются процессы урбанизации, т.е. оттока сельского населения в города. На сегодняшний день в Казахстане 84 города, в том числе 32 города с населением более 50 тыс. человек и 1 город (Алматы) с населением более 1 млн. жителей. В 1995 г. в городах проживало 56 % всего населения республики. Культурные процессы. После 1991 г. определенный кризис испытывает и система образования. На 1 января 1993 г. в Казахстане было закрыто 303 детских сада на 154 тысяч мест, сокращается количество средних школ. В то же время начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений - школ и высших учебных заведений. Принятие Закона о языках и соответствующие статьи Конституции позволили начать возрождение национального образования. Из 8 610 общеобразовательных школ 3 379 работают на казахском языке, 72 - на узбекском, 16 - на уйгурском, 3 - на таджикском, 1 - на турецком языке, увеличилось число смешанных школ - до 2299. Количество школ, работающих только на русском языке, уменьшилось до 2 840. Для изучающих казахский язык вышло в свет 78 книг общим тиражом 5 млн. экземпляров. Тем не менее еще рано говорить о необратимости процесса возрождения казахского языка, государственная политика в этом вопросе непоследовательна. Крупным событием в культурной жизни Казахстана стал Всемирный курултай казахов, собравшийся в сентябре 1992 г. и объединивший известных писателей, поэтов, ученых, общественных и религиозных деятелей со всего мира. В то же время в культурных процессах наблюдаются и негативные моменты, упало финансирование учреждений культуры, науки, образования, усилилась их коммерциализация, вследствие экономических трудностей увеличилась социальная незащищенность врачей и учителей. В целом, процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный, со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. |