Фото дня
Главное меню
Государство хунну и гуннов |
Страница 2 из 5 Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь его представители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовали еще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов. Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это "мудрые князья", "лули-князья", "великие полководцы", "главноуправляющие", "великие начальники". Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов Все чины делились на "левых" и "правых", что означало также "старший" и "младший". Кроме родовой аристократии существовала также служивая знать - "кутлуга", которые были "помощниками", и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управлялись своими князьями, власть которых основывалась на авторитете. С течением времени род сенгира увеличивался и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины - великий цзюйкюй и жичжо-князь. В государстве южных хунну система управления несколько изменилась. Первые два класса чинов остались без изменения и объединялись в "четыре рога". Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следует "шесть рогов" - жичжо, вынъюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли "начальники", "управляющие" и шюкюй. Кроме того, в южном хунну установилась новая система престолонаследия, когда престол занимали поочередно братья, а затем их дети. Основным источником права у хуннов был обычай. Китайцы отмечали, что законы хунну "легки и удобноисполнимы". Суд протекал не более чем в 10 дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее важные преступления полагалась смертная казнь. За воровство - конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице. В то же время у древних кочевников появляются и кодексы законов. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины и уклонение от службы в армии. |